ДЖУМА-МЕЧЕТЬ

Многочисленные письменные источники сообщают о строительстве «большой соборной мечети» завоевавшим Дербент в 115 году хиджры (733-734) арабским полководцем Масламой ибн Абд ал-Маликом (Абу-Муслимом).

Дербент, который упоминается в священном Коране и в священных хадисах, считался «святым местом», а мусульманские политики не без основания считали этот город форпостом Халифата на северной границе, и центром распространения ислама на северные территории. Поэтому вполне закономерно, что для такого количества арабских переселенцев и вновь обращенных из числа местных жителей, а также в соответствии с ролью Дербента в мусульманской традиции и значением в политике Халифата, Маслама и воздвиг столь грандиозное здание Джума-мечети.

Внутренний интерьер Джума-мечети поражает своей грандиозностью и монументальной торжественностью. Два параллельных ряда мощных колонн, перекинутых аркадой куполов и сводов и подчеркнутых слабым верхним светом небольших оконцев, создают впечатлительную перспективу светотеней. Цветовой колорит кирпичных сводов, побеленных стен и колонн, покрывающих пол ярких ковров, полумрак и прохлада, царящая даже в знойный летний день, ещё больше подчеркивают монументальную торжественность интерьера этого культового сооружения Кавказа.

Прямоугольное, вытянутое с востока на запад, здание мечети, имеет длину 67 метров и ширину в 17 метров. Свод здания опирается на сорок вытянувшихся в два ряда квадратных колонн, разделяющих здание на три длинных нефа. В середине южного нефа имеется выступающий квадратный зал, перекрытый стрельчатым куполом. Южная стена зала расписана масляными красками, декоративным растительным орнаментом и цитатами из Корана. Это михраб, указывающий направление священного города мусульман – Мекки.

Массивный портал главного входа, выступающий от плоскости стены, расписан ярким растительным орнаментом, вырезанными на камне цитатами из Корана и сообщениями о строительстве и ремонте здания. Купол Джума-мечети, поднимающийся над землей на 17 метров, был главным элементом силуэта древнего города.

Существуют разные версии относительно первоначального предназначения здания Джума-мечети. Одни авторы утверждают, что здание мечети ранее было христианским храмом-базиликой, приспособленным в VIII веке арабами под мечеть. Сторонники этой гипотезы исходят из явно базиликального характера здания.

Другие авторы считают, что здание с самого начала возводилось как мечеть. Сторонники этого мнения аргументируют это тем, что если бы это огромное здание являлось базиликой, то арки между колоннами располагались бы вдоль нефов, а не поперек. А базиликальный характер здания объясняется тем, что в начальный период распространения ислама, первые мечети на арабском Востоке перестраивались из существовавших христианских храмов. Выигрыш от этого был двойной - мечети появлялись быстро, без больших затрат, и одновременно исчезали немусульманские храмы. А вновь воздвигаемые мечети строились уже по подобию перестроенных христианских базилик.

Третьи считают, что в древности на месте Джума-мечети была маленькая христианская церквушка, которую захватившие город в VII веке арабы обстроили до нынешних размеров.

Окончательного решения в данном вопросе у исследователей нет. Прежнего облика Джума-мечети не осталось. На ее стенах было очень много арабских и персидских надписей, которые не сохранились после реставрации. Не сообщается, когда и в силу каких обстоятельств разрушилось здание мечети. Вполне вероятно, что это случилось в результате какого-то сильного землетрясения. Но если вспомнить, что в XIII-ХIV вв. Дербент был пограничным городом между государством Ильханов и Золотой Ордой, постоянно отвоевывавших город друг у друга, то можно допустить, что мечеть могла быть разрушена и в результате военных действий. Маслама провел в Дербенте крупные строительные работы по восстановлению оборонительных сооружений и переселил в город большое число мусульман из стран Халифата.

В 1938 году Джума-мечеть в рамках проходящей в стране идеологии атеизма была закрыта, имущество национализировано, а здание передано под следственный изолятор НКВД Дагестана. В 1943 году здание Джума-мечети вновь возвратили верующим мусульманам.

Писатель-декабрист А.Бестужев-Марлинский в конце 20-х годов XVIII века так описывал Джума-мечеть: «...Стих из Корана горит над главными дверями. Входите, и вдруг какой-то сумрак объемлет вас, невольное безмолвие уважения покоряет... Тихо журчит молитва правоверных; сидя на коленях или припав к ковру, они погружены в благоговение; ни слух, ни взор не взывают их внимание на окруженные предметы. Направо и налево по два ряда аркад со стрельчатыми сводами, переплетая на помосте тени столбов своих, уходят в сумрак. Там и сям купы молящихся чуть озарены бледным светом, заронившимся во мглу сквозь небольшие окна сверху. Ласточки реют под куполом и вылетают в поднебесье, будто слова моления; всё дышит отсутствием настоящего... и навевает прохладно-отрадные чувства усталому сердцу».